Двенадцать лет от момента начала официальной дискографии — такой странный повод избрали швейцарцы Eluveitie для своего мирового турне, в котором, наряду с Тайванем, Бангладешем, Австралией и Сингапуром отыскалось место и для России. За эти двенадцать лет действительно с группой произошло многое: давно уже в прошлом тот коллектив, что выпустил дебютный миньон Vên на крохотном христианском лейбле (нет, серьёзно: Fear Dark, под знаком которого вышел и миник, и дебютный полноформат Spirit специализировался именно по христианскому металлу, пусть ныне и отправился на свидание к небесному начальству). Ныне Eluveitie — питомцы Nuclear Blast, превратившиеся из надежды фольклорного металла в типичных его губителей, регулярно штампующих альбомы, удовлетворяющие массового потребителя и содержащие пресный и вторичный материал. Впрочем, обычно мало кто жалуется и в принципе узнаёт в знаковых боевиках группы оригиналы типа «La Jument de Michao» или «Tri Martolod» — металлисты особо и не в курсе, хотя, к чести группы, она не особенно скрывает источники своего вдохновения. При том, талант, отчётливо видный на Spirit, всё-таки иной раз пробивается и даже в самых последних представителях дискографии Eluveitie можно нащёлкать пару вполне сносных треков, не сливающихся с общей пресной жвачкой.
Впрочем, порой группа, студийно ужасная, на концерте раскрывается и никаких претензий в свою сторону не вызывает. Прекрасный пример тому — Korpiklaani, точно так же протухшие на Nuclear Blast и завязшие в унылом самоплагиате, но зато на концерте исправно веселящие публику и собирающие полные залы. Фольклор, в принципе, такой и должен быть — зачем зря напрягать мозги, пусть лучше работают ноги и зад. Швейцарцы уже довольно частые гости в России — с прошлого тура едва минул год, а они снова тут как тут. Увы, проверить на личном опыте качество их концертов не представлялось случая, несмотря на массу восторженных отзывов о живом облике Eluveitie. И вот, пожалуйста, отличный повод попробовать на вкус их лично: афиша обещала два часа, в которые вместятся лучшие хиты, песни, ранее не исполняемые и даже специальная акустическая программа. Как устоять?
Обещанный разогрев, означенный ещё утром в выложенном в социальных сетях расписании исчез оттуда уже к обеду. Однако, если кто-то положился на заранее объявленное время выхода Eluveitie и прибыл в клуб к половине девятого, то он сделал это зря. Буквально десять минут после официального наступления восьми часов вечера сцену заполонила целая ватага музыкантов, вооружённых как стандартными инструментами тяжёлой музыкальной промышленности, так и скрипками, вистлами и, конечно, харди-гарди под управлением сладкоголосой Анны Мерфи — концерт начался. И то, что этой группе нафиг не нужны никакие предварительные ласки в виде разогревов, пусть даже и от итальянских гостей, чьё имя уже забыто, сразу стало очевидно: плотно набитый до звукорежиссёрского пульта зал тут же заходил ходуном, и сцена скрылась за лесом поднятых рук и взмывающих в воздух прыгающих тел. Прояснились и все восторги от свидетелей прошлых пришествий — пусть все запланированные два часа были на две трети заполнены материалом с последних альбомов, даже его преподносили с жаром, страстью и таким задором, что уже через пару минут захотелось выложить из карманов все ценные вещи типа паспорта, кошелька и телефона, вручить их менее впечатлительному знакомому и умчаться туда, где кружили хороводы и активно слэмились те, что покрепче и поэнергичней.
Как выяснилось, Dark Tranquillity является ориентиром швейцарцев не только в части подозрительно схожих риффов и мелодий, но также и образцом для сценической мимикрии: Хригель, когда его руки не заняты какими-либо инструментами, совершенно копирует поведение Микаэля Станне в тех же условиях. Честное слово, кто хоть раз посещал концерты шведов, ну или хотя бы смотрел их в записи, без труда разглядит похожие ужимки и жестикуляцию. Впрочем, это не идёт во вред зрелищности, к тому же, человек в группе столько, что они с трудом влезают на сцену и есть среди них персоны, притягивающие куда больше внимания, чем хрипящий Гланцманн. Речь, конечно, об очаровательных дамах: скрипачке, которая не только знатно пилила на своей подопечной, но и шикарно выполняла роль бэк-вокалистки и Анне Мёрфи, которая является полноправным украшением группы. Она не только замечательно крутит рукоять харди-гарди и «вертолёты» знатной шевелюрой, но и часто выходит к микрофону, исполняя партии чистого (а иногда и не очень, но об этом чуть позже) вокала. Собственно, все песни, отмеченные её голосом, стоит записать в положительный актив группы. Когда поёт Гланцманн, то, как правило, делает он это в стандартном (и обычно похожем на кавер Dark Tranquillity с наличием дудок и прочей народной атрибутики) мелодик-дэтовом боевике. Анна же участвует в куда более разнообразном музыкальном материале, более интересном и композиционно, и мелодически. Хотя, честно говоря, особенно вникать и разбираться в качестве предлагаемых песен не было времени — швейцарцы, натурально, жарили изо всех сил и то, что никогда не попадёт в домашнюю фонотеку, на концерте заходило великолепно.
Хригель неустанно общался с аудиторией, подбадривая утомлённых зрителей, которые скакали и отрывались практически без перерыва. Но впереди ждало испытание для самых несгибаемых: Гланцманн заявил со сцены, что те, для кого этот концерт Eluveitie не первый знают, в чём дело, а кто ещё нет — то он сейчас расскажет. Задача состоит в том, чтобы устроить масштабный сёркл-пит, дабы выплеснуть свою «фольк энерджи». Удивительное дело — немедленно в зале появилось идеальное пространство в форме окружности и стоило зазвучать «Kingdom Come Undone», как оно мгновенно заполнилось десятками людей, досконально следовавших инструкции. Выглядело впечатляюще,
После десятка жарких композиций из разных периодов творчества за вынесенные в заглавие тура двенадцати лет, жемчужинами среди которых стали «De Ruef vo de Bärge», песня на швейцарском диалекте немецкого, спетая Анной и «Tegernakô», один из самых запоминающихся хитов с дебюта с инкрустированной в него знаменитой мелодией «Morrison's Jig». Аккурат после неё наступила... Не то чтобы передышка, но некоторая смена курса. Электрогитары сменились акустическими и началась обещанная спецпрограмма с упором на материал из чисто фольклорного альбома «Evocation». Открыла её всё та же Анна, исполнившая а капелла шаманскую «Scorched Earth», в оригинале звучащую с мужским вокалом. Ну а затем началось всё такое же энергичное рубилово, просто без металлического мяса. И самым интересным, эксклюзивным пунктом здесь стала интересная новость от Хригеля о том, что в данный момент группа работает над продолжением акустического альбома — второй части «Evocation», переросшая в премьеру песни с этой пластинки. Если опустить тот факт, что написана она на основе той же народной мелодии, что и одна из песен с альбома Origins, то её вполне можно счесть удачной. По крайней мере, встретили её не менее бурно и активно.
После выдающейся пары «A Rose For Epona» и «Omnos», концерт вновь вернулся в тяжёлую стезю, в которой слушателей ждал настоящий «жир». Для начала — «Jêzaïg», песня с того самого миньона, который и отсчитывается началом дискографии. Затем — «Luxtos», народная бретонская песня, почему-то не устроившая группу оригинальной лирикой. Когда Гланцманн анонсировал песню, ранее не исполняемую живьём, пришлось серьёзно задуматься — а что же это? Как оказалось — «Siraxta», в концертном исполнении неожиданно приобретшая отчётливое настроение фламенко. Самым же интересным пунктом второго электрического блока стала «The Siege», в которой Анна Мёрфи продемонстрировала прекрасное владение скримингом, причём, её вокал звучал в разы убедительнее, чем осипший Хригель.
На бис была назначена всего одна песня, зато та, которую ждали почти все собравшиеся — «Inis Mona». Пусть во время её исполнения не отпускало навязчивое желание подпеть текстом «Tri Martolod», но, к счастью, остальных зрителей оно не посетило и зал дружно тянул про «Инис мону» там, где надо. За двадцать три спетые песни и почти два часа (наврали на афише, на самом деле играла группа всего час сорок пять!) Eluveitie показали себя мощнейшим концертным коллективом с отменной фэн-базой, готовой поддержать любимцев как нужно и явить активность, какую редко увидишь на выступлениях большей части западных гастролёров. Самые затасканные народные мелодии и примитивные металлические ходы группа преподнесла с огоньком, да таким, что разожгла внутри желание повторно ознакомиться с дискографией и пересмотреть отношение к ней. Впрочем, оно быстро угасло — всё-таки даже самая крутая домашняя аудиосистема не передаст настоящей энергии живых музыкантов, умноженной на отличный звук, отстроенный в клубе, каким он и был в этот вечер. И вывод вполне очевидный: слушать новые альбомы швейцарцев — пожалуй, нет; посетить их концерты в будущем — определённо, да.
Сет-лист:
- King
- Nil
- Thousandfold
- AnDro
- Slanias Song
- The Call of the Mountains
- From Darkness
- Carry the Torch
- Kingdom Come Undone
- Tegernakô
Acoustic
- Scorched Earth
- Brictom
- The Cauldron of Renascence
- Grannus
- A Rose for Epona
- Omnos
- Jezaig
- Luxtos
- Neverland
- Siraxta
- The Siege
- Havoc
Encore:
- Inis Mona
Выражаем благодарность Infinity Concert за предоставленные аккредитации.
Фото: Якямсева Екатерина
Текст:
Arseniy
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).