Предыдущий концерт корифеев грайндкора Napalm Death в столице стал приятной неожиданностью - увидеть клуб Volta битком на таком экстремальном коллективе было очень удивительно! И хотя их свежий (на тот момент) альбом «Apex Predator – Easy Meat» и содержал пару хитов, но ни о каком музыкальном прорыве или новой главе в творчестве я бы говорить не стал. Тем не менее, более высокие продажи именно этого релиза, а также успешные концерты наглядно демонстрируют хоть не феерический, но очевидный рост интереса к такому ортодоксальному и некоммерческому стилю, как грайндкор. Или конкретно к культовым бирмингемцам как его самым ярким представителям. Видимо, не все любители тяжёлой музыки рады всеобщему опопсению многих стилей металла, а жёсткий, бескомпромиссный материал всегда будет актуален, пусть даже и в локальном масштабе.
Видимо, с этим и связан второй подряд приезд «напалмов» в поддержку вышеупомянутого альбома в Москву, который должен был повторить тот ураганный гиг 15-го года. И, забегая вперёд, скажу, что это почти получилось! Как всегда, в зале творилось невообразимое – безумный сёркл-пит, бури восторгов фанатов, в том числе даже с вип-зоны, атмосфера тотального угара, равного которому по накалу я, пожалуй, не видел нигде. Преимущественно скорострельные ультра-скоростные трэки вызывали приятный адреналиновый драйв, ради которого, очевидно, и пришла эта (примерно) тысяча человек, очередной раз доказав и востребованность группы, и, конечно же, вышеупомянутую актуальность молниеносного, гневного, но всё-таки интеллектуального экстрима!
Успев в старый зал клуба Volta в момент выхода на сцену со-хедлайнеров, англичан Kill All The Gentlemen (выступление москвичей Cranoioclast я, увы, пропустил), я стал свидетелем довольно забавной сцены. Один юноша, мечтая попасть в соседний зал на какое-то молодёжное мероприятие, недостойное подробного упоминания, выяснил свой «промах» только в раздевалке. К её работнику он и обратился с очевидным вопросом: «А кто здесь-то выступает»? – «Napalm Death». – «А это что, рок какой-то»? – «А ты спроси у ребят, они тебе всё доходчиво объяснят». Очевидно, так и не решившись узнать подробности музыкальных заслуг культовых бирмингемцев, юноша удалился, а я же в недоумении отсмотрел выступление англичан, выпустивших всего два миньона с разницей в 3 года. Странная смесь хардкора и дэта (хотя они позиционируют себя как Melodic Death/Groove Metal) звучала как-то неказисто и никакого впечатления не произвела…
Что же касается хедлайнеров Napalm Death, то на сей раз попробую отойти от обычного повествовательного стиля, а изложу все плюсы и минусы по пунктам. Единственное, что остановлюсь на сетлисте поподробнее. Несмотря на то, что на первый взгляд он не претерпел кардинальных изменений (всё-таки ещё идёт обкатка последнего альбома), при детальном изучении выяснилось, что в последние два приезда было сыграно по 25 песен, 10 из которых в этот раз были заменены. Если коснуться важных мне перестановок, то открыла шоу грузящая «Evolved As One» со второго альбома, последовавшая в «склейке» с воспроизведённым из колонок интро «Apex Predator – Easy Meat». Всего же с нового альбома было сыграно 6 песен, как и в прошлый раз, 4 из которых остались прежними, а 2 были заменены – в результате чего была исключён очень неплохой трэк Cesspits с ураганно-долбёжной средней частью.
Связка из «лаконичных» трэков с дебютника «Scum» (1987) «Deceiver/Scum/The Kill/You Suffer» была в этот раз сохранена за исключением выпавшей Control, две песни со второго альбома «From Enslavement To Obliteration» (1988) были заменены на три других. С классического Harmony Corruprion (1990) осталась «обязательная» «Suffer The Children»,
которая пошла в связке с «If The Truth Be Known». На прошлом же концерте вместо последней была сыграна «открывашка» «Vision Conquest». Очень удачная «миньонная» «Siege Of Power» (в версии EP «Suffer The Children» 1990-го года) и «Walls Of Confinement» с «переломного» EP «Mentally Murdered» (1989) в этот раз выпали, а «I Abstain» с ультимативно-грайндового «Utopia Banished» (1992) заменена на не самую лучшую, но всё же неплохую «Christening Of The Blind». Неоднозначный «Fear, Emptiness, Despair» (1994), представленный в прошлый раз трэком «Plague Rages», в этот раз порадовал качёвым открывающей композой «Twist The Knife (Slowly)». Ну, и ещё приятными «новичками» в сетлисте стали (лично для меня) весьма хитовая «Necessary Evil» с мега-угарного «Enemy of the Music Business» (2000) и одна из немногих реально сильных вещей последних лет «Quarantined». Также была расширена до тройки связка каверов – чаще всего «напалмы» ограничивались традиционным кавером на Dead Kennedys «Nazi Punks Fuck Off».
Итак, а теперь отмечу плюсы концерта:
1) Угар!
Как я уже писал выше, взрывная энергетика Napalm Death была отлично поддержана залом и производила необходимый бодрящий эффект. Равнодушных было мало, и группа порадовала хорошей формой в целом и мощной подачей на протяжении всего почти полуторачасового сета, который завершился также довольно интересно – после убойного «двойного» трэка «Adversarial/Copulating Snakes», который очень взбодрил и на прошлом выступлении, группа повернулась к залу спиной и исполнила нойзово-дроуновую концовку, как бы утихомиривая всех после шквала бластбитов на протяжении всего шоу. Не скажу, что это гениальное решение, но смотрелось (и слушалось) неожиданно.
2) Херрера-Шейн-Барни
Если когда-то нынешний драммер Дэнни Херрера удачно заменил Мика Харриса, что привело к записи взрывного альбома «Utopia Banished», то сейчас замена его самого на абсолютно любого опытного музыканта лишь помогла бы группе, но всё же в этот раз он играл не так откровенно криво, как в прошлый, что уже было для меня плюсом. Бессменный басист Шейн Эмбари также выглядел уверенно и солидно, выдав достаточное количество угара, а также эпизодически проводил «работу с публикой». Ну, а Барни в этот раз оказался ещё энергичнее, чем в предыдущий, и носился по сцене туда-сюда с остервенелой физиономией почти постоянно. И некая неуклюжесть уже стала его коньком. В этот раз он даже повеселил парой новых движений, порой словно изображая пробежку на лыжах.
Ну, а назидательные речи между песнями – это просто сплошное умиление. Социально-ответственный фронтмен и успел призвать всех «в знак дружбы и солидарности» сказать fuck off всем нацистам перед вышеупомянутым кавером, и напомнить, что «каждое человеческое существо заслуживает жизни, полной миролюбия и достоинства», ну, а каждая женщина имеет право по своему усмотрению обращаться со своим телом (очевидно, таким образом выразив критику по поводу инициатив о запрете абортов). Естественно, и не упомянуть о том, что «никто не имеет права читать вам мораль по поводу вашей сексуальной ориентации», Барни тоже не мог. Как бы кто ни относился к подобным заявлениям, но их безоговорочная непримиримость лично у меня вызывает только уважение. Грайндкор вам – это не только вопли под долбу, но и социальный протест, а также призыв задуматься над проблемами, касающимися каждого – что и демонстрирует неутомимый Марк «Барни» Гринуэй из раза в раз.
А теперь всё же перейдём к минусам:
1) Не самый лучший сетлист.
Да, конечно, тема наличия в том или ином сетлисте любимых песен каждого – это бесконечное яблоко раздора и здесь двух одинаковых мнений и быть не может. Лично для меня главным разочарованием стало полное отсутствие песен с очень котируемого мной экспериментального периода 95-99 годов, которые раньше хоть иногда, но исполнялись «напалмами». В очередной раз ни о каких убийственных трэках, как «Greed Killing» и тем более крайне желанных эксклюзивах того периода, как «Infiltrator», можно было и не мечтать. Да и классики 90-92 годов хотелось побольше, так как она всё-таки звучит более убедительно, чем набор трэков позднего периода, тоже, однако, не лишённого приятных проблесков. Но, увы, и поздние композиции были подобраны не ахти как удачно, а порой и сливались в одну песню, особенно при отвратном звуке, который испортил весь концерт…
2) Звук…
Да, это и оказалось мощной ложкой дёгтя, то бишь решающим негативным фактором всего шоу. И хотя настройка звука шла довольно долго до выступления (что задержало его анонсированное начало на 10 минут), и во время нескольких первых песен музыканты то и дело просили что-то подправить у себя в мониторах, в зале он как был плохим сначала, так и не был толком скорректирован до конца. Не берусь брать на себя смелость давать анализ частотной характеристики, но, как мне показалось, звук был слишком громкий в целом. И плюс к этому так резал уши высоко поднятой (единственной) гитарой и вокалом, что неприятный звон в ушах стоял весь вечер после концерта, при том, что я почти всё выступление провёл в самом конце зала. При всей любви к группе и уважении к организаторам, которые её привезли, данный пасхальный концерт я не могу назвать удавшимся…
3) Где Митч, чёрт возьми?!
Хотя Джон Кук не вызывает у меня никаких отрицательных эмоций – этот забавный толстяк с рыжими дредами и достойно играл все партии, и взял на себя подавляющее большинство скримовых накладок, да и двигался неплохо, но всё-таки Митча не хватало. Ведь этот музыкант уже много лет является незаменимым членом группы, одним из главных авторов песен, и поэтому лицезреть его в составе его же собственной группы лично мне всё-таки хочется гораздо больше, чем снова лицезреть Кука. И очередное его выпадение из состава в данном туре я для себя считаю также серьёзным минусом.
Так что, концерт был далёк от идеала и к нему есть ряд претензий, но важны ли они? Во-первых, я не помню когда слышал у «напалмов» хороший звук, да и вообще, если признаться честно, является ли музыка как таковая главным козырем бирмингемцев? Хотя их можно смело назвать самой продвинутой грайндовой группой всех времён и народов и найти в их музыке много присущих только им смелых экспериментов, является ли это решающим критерием? Думаю, что нет. Napalm Death – это прежде всего ураган эмоций, настроение бескомпромиссной борьбы и символ попрания всех законов музыкальной коммерции. «Noise for the music’s sake» (Шум ради музыки) – так называется один из сборников этой группы, и он хорошо отражает концепцию их творчества. Никакой попсы, никаких компромиссов, никаких соплей! Napalm Death – то вам не какая-то гор-грайндовая однодневка, а Грайндкор с большой буквы, Napalm Death – это серьёзно и надолго. Поэтому будем ждать их снова – надеюсь, с Митчем и, конечно же, новым и (желательно) интересным альбомом.
Сет-лист:
- Evolved as One
- It's a M.A.N.S. World!
- Necessary Evil
- Smash a Single Digit
- Stunt Your Growth
- When All Is Said and Done
- Stubborn Stains
- Scum
- The Kill
- Deceiver
- You Suffer
- From Enslavement to Obliteration
- The Code Is Red... Long Live the Code
- Twist the Knife (Slowly)
- Quarantined
- Dear Slum Landlord...
- Christening of the Blind
- How the Years Condemn
- Suffer the Children
- If the Truth Be Known
- Face Down in the Dirt (Offenders cover)
- Hate, Fear and Power (Hirax cover)
- Nazi Punks Fuck Off (Dead Kennedys cover)
- Adversarial/Copulating Snakes
Выражаем благодарность Alive Concerts за предоставленные аккредитации.
Текст: Дмитрий Dimebag Дасов
Фото: Якямсева Екатерина
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).