То, о чем долгие годы мечтали самые оголтелые фанаты Helloween наконец произошло, и группа отправилась в реюнион-тур в расширенном лайн-апе вместе с Каем Хансеном и Михаэлем Киске – ключевыми фигурами золотого состава 80-х! Лично я, как старый фанат группы, мог представить себе такое лишь в самых смелых мечтах, да и то предварительно проглотив таблетку Валидола. Ну ладно, сказать по правде, вокруг да около музыканты ходили уже давно. Мысли о чем-то подобном впервые появились еще в 2007 году, когда Helloween и Gamma Ray отправились в совместный "Hellish Rock Tour", который был весьма востребован и успешен. Уже тогда былая вражда между Михаэлем Вайкатом и Каем Хансеном окончательно сошла на нет, однако до полноценного реюниона дело не дошло. Тем более что вокалист классического состава Helloween Михаэль Киске по-прежнему таил обиду на своих бывших коллег и категорически отрицал возможность воссоединения. Однако судьба решила разыграть партию несколько иначе. У нее была своя стратегия. В 2010 году Михаэль Киске отметился в качестве гостя на альбоме Gamma Ray “To the Metal” и вскоре позвал Кая Хансена в свою новую группу Unisonic. Это был важный момент. Впервые за долгие годы музыканты, во многом определившие звучание классики “Keeper of the Seven Keys”, стали работать вместе. И, конечно же, на концертах, помимо своего материала, они стали играть старые вещи Helloween. Когда в 2013-м последовал еще один совместный тур Helloween и Gamma Ray "Hellish Rock Tour Part II" казалось, что ну вот еще совсем немного – и следующим шагом должен стать полноценный реюнион. Появились осторожные заявления Михаэля Вайката и Кая Хансена, которые не исключали такой возможности. Тем не менее, понадобилось еще три года, чтобы все фигуры заняли правильные позиции, и столь долгожданное событие обрело реальные черты. Вполне возможно, что последней соломинкой, переломившей спину верблюда, стал выпуск официальной биографии группы “Hellbook” в 2015 году. Судя по комментариям самих музыкантов, именно эта книга затронула в их душах некие совсем уж глубоко запрятанные струнки, сподвигнув по-новому взглянуть на свою историю и переоценить некоторые подзабытые моменты.
Кай Хансен: «У нас было классное и фантастическое время вместе, которое, оглядываясь в прошлое, перечеркивает практически все минусы и делает их незначительными.»
Михаэль Киске: «Я не вспоминал об этом лет двадцать. Глядя на эти забытые снимки, ко мне вернулись многие воспоминания, хорошие воспоминания! Здорово, что есть такая книга!»
Согласимся, действительно здорово! И здорово, что мы смогли увидеть воочию реюнион столь знаковой, да и просто любимой для многих группы! Не исключено, что именно концерт Helloween в московском Adrenaline Stadium станет главным событием года. Конкуренцию ему может составить разве что будущий приезд Guns ‘N’ Roses. Такого ажиотажа не было давно. Даже мерч был раскуплен еще до того, как все желающие оказались внутри клуба. И если раньше очередной приезд немцев воспринимался как просто еще один концерт Helloween, то в данном случае это был ни много, ни мало КОНЦЕРТ HELLOWEEN! Ну вы поняли, да? Полный солд-аут уже накануне! Поэтому считаю большим упущением отсутствие официальной пресс-конференции по столь выдающемуся поводу. Очень жаль!
Публика в зале присутствовала самых разнообразных возрастных и социальных категорий. И хотя возможно в силу упомянутой разношерстности народ вел себя не очень активно, в определенный момент несколько фриков все же устроили небольшой мошпит!
Что можно сказать о самом концерте? Если вытереть слюни восторга и унять дрожь в коленях, то можно смело констатировать, что волнующее предвкушение было целиком оправдано отличнейшим, ярким выступлением. Можно было с легкостью ощутить торжественность момента и причастность к творимой на сцене магии! Сама концертная программа и ее оформление, подача – все продумано до мелочей, демонстрируя бережное отношение группы к своему обширному наследию.
Главным и, пожалуй, единственным минусом в тот вечер был неважный зашумленный звук, который временами сваливался в кашу. Это было особенно заметно во время исполнения классических спид-метал боевиков, а также на песнях, где присутствуют навороты в аранжировках. Несмотря на фирменную мелодичность играемой музыки и мой благодушный тон повествования, Helloween отнюдь не легковесны и играют достаточно жесткий стафф, который способен многим надрать задницы. Кроме того, у группы есть собственная атмосфера. Все это отчасти терялось из-за паршивого звука. Конечно, это субъективная оценка, и в разных частях зала звук может восприниматься по-разному, но… вот так.
Ну а во всем остальном это было нечто! Не знаю, кто из приезжающих в будущем групп сумеет взять планку, которую подняли Тыквы. Прежде всего, продолжительность шоу составила 2 часа 45 минут! Вот это я понимаю! Это не дежурная программа, которую можно наблюдать у большинства других групп даже во время реюнион-туров. Далее, совершенно роскошный, разнообразный и местами неожиданный сет-лист стал настоящим наслаждением для любого истинного фаната группы. Начав с громоподобного эпика “Halloween”, от которого до сих пор мороз идет по коже, группа выдала умопомрачительный сет. И хотя упор был сделан на классику 80-х, что вполне естественно, была охвачена значительная часть всей обширной дискографии группы. Раскопали даже такие неожиданные вещи, как “Livin’ Ain’t No Crime” и “Blue Suede Shoes” (пусть и исполненные фрагментами), которые можно было услышать лишь на би-сайдах синглов! И уж совсем офигенно было услышать в исполнении Киске и Дериса ураганную “How Many Tears” – древняя вещь времен “Walls of Jericho”. По словам Энди Дериса, это была вообще первая песня Helloween, которую он услышал, еще будучи вокалистом Pink Cream 69. На фоне этого великолепия такие поздние вещи, как “Are You Metal?” и “Waiting for the Thunder” откровенно выпадали из общего ряда и воспринимались как филлеры. С этих же альбомов (“7 Sinners” и “Straight Out of Hell”) вполне можно было подобрать такие песни, которые в трек-листе смотрелись бы более органично. Но это несущественный минус.
Сыграв “Kids of the Century” с недооцененного, но, тем не менее, очень классного альбома “Pink Bubbles Go Ape”, музыканты не обошли вниманием и такие важные для группы альбомы, как “Master of the Rings” и “The Time of the Oath”. Что бы там ни говорили, считаю, что в 90-х были записаны одни из сильнейших альбомов группы – по-настоящему яркие и запоминающиеся, проникнутые неповторимым духом. Именно эти записи в середине 90-х возродили Helloween фактически из небытия. Да, во многом это была уже другая группа, которую надо было просто принять. Но тот состав был тоже по-своему уникален. Поэтому во время исполнения “Why?”, “Perfect Gentleman” и “Power” было немного грустно не видеть на сцене Роланда Грапова и Ули Куша, которых так и не пригласили принять участие в этом туре. Хотя я с трудом представляю себе, как это можно было бы осуществить даже чисто технически…
Очень здорово смотрелась сцена, центральным элементом оформленная которой была гигантская разбитая тыква, расположившаяся посередине. При этом ощущался определенный дефицит свободного пространства, и сцена казалось явно тесноватой. Все-таки семь музыкантов – это уже не группа, а целая тусовка! ) Хороший свет, а также интересный и качественный видеоряд, обыгрывающий мотивы каждой играемой песни, играли существенную роль в целостном восприятии происходящего. В роликах присутствовало множество отсылок к истории группы и деталям оформления альбомов. Особенно приятно было увидеть тыквенных персонажей Фредерика Маулерта (Frederick Moulaert – художник-оформитель, сотрудничавший с группой до ‘96 года), которые обитали на страницах буклетов к ранним альбомам группы. Ко всему прочему у Helloween появился свой аналог Бивиса и Батхеда – мультяшные придурковатые тыквы Seth и Doc, которые развлекали публику между песнями. Задумка отличная, но в плане проработанности сюжетов и шуток могло быть и прикольнее…
На протяжении всего концерта на сцене царило взаимное уважение, и было видно, что группа наслаждается моментом. Музыканты свободно перемещались, общались друг с другом и совсем не пытались меряться размерами своих эго, стремясь доказать собственную крутизну. Тот же Кай Хансен запросто отыграл весь концерт, не чураясь исполнять песни «не своего» периода. Во время исполнения “If I Could Fly” он вместе с Вайки валял дурака и выделывал забавные коленца. А ведь если вспомнить какими колкостями эти двое обменивались в начале 90-х даже в буклетах пластинок своих групп… Теперь все это воспринимается как забавный анекдот, ну а тогда страсти кипели не на шутку. Записав с Gamma Ray дебютный альбом “Heading for Tomorrow”, Хансен тогда выдал следующее:
- “A big Hello and Cheers to Ingo, Markus, Michi and Weiki (there’s still no softa toilet paper in Hotel Bastardos) – Большой привет и поздравления Инго, Маркусу, Михи и Вайки (все еще нет мягкой туалетной бумаги в отеле «Ублюдки»).
Вайки, изучив альбом и старательно вычитав прилагаемый к нему буклет, вскоре написал своему бывшему коллеге язвительный ответ в буклете “Pink Bubbles Go Ape”:
- “Hello(ween) to Kai Hansen and Gamma Ray (if you wanta softa toilet paper you should have gone to Hotel Gay Boy” – Привет Каю Хансену и Gamma Ray (Если тебе нужна мягкая туалетная бумага, отправляйся в отель «Педик»).
Так что было вдвойне приятно видеть на сцене столь гармоничное взаимодействие. При этом никто не выглядел статистом, и у каждого музыканта присутствует свой образ и харизма. Рубаха парень Маркус Гросскопф, излучающий позитив, всегда готовый отколоть очередной прикол добряк Кай Хансен, вечный флегма Вайки, предельно сосредоточенный, напоминающий голливудского злодея Дэнни Лобле, гламурный стиляга Саша Герстнер, раскованный и легкий на подъем Дерис. И Михаэль Киске… ну, он был просто самим собой.
Вот кстати по поводу взаимодействия Киске и Дериса, которые иногда больше смотрели друг на друга, чем в зал. Откровенно говоря, в такие моменты эта пара выглядела слишком уж приторно, излишне подчеркнуто демонстрируя взаимную идиллию. Это было немного в ущерб исполняемому материалу. Не в плане техники, а в плане погруженности. При этом обозначился один неожиданный момент. Энди Дерис был очень хорош, обаятелен и раскрепощен. И если раньше можно было сказать, что Дерис отличный вокалист и фронтмен, но старые вещи Helloween просто не его репертуар, то теперь это не так. Он прекрасно справляется со всем материалом, как своим, так и Киске, с которым они отлично разложили на двоих вокальные партии песен с обеих частей “Keeper of the Seven Keys”. А вот Киске, на удивление, выглядел менее убедительно и словно ощущал себя не в своей тарелке. Он смотрелся именно как гость. Очевидно, что с годами Михаэль слегка подустал и временами чисто технически провисал, уступая Дерису в своих же песнях.
Хотя все это придирки. Я считаю уникальной представившуюся возможность увидеть и услышать на одной сцене сразу трех великолепных вокалистов, в разные годы внесших существенный вклад в творчество группы. Картина обрела окончательную завершенность, когда Кай Хансен выдал обойму старых спид-метал боевиков “Starlight”/ “Ride the Sky”/ “Judas” /“Heavy Metal (Is the Law)”. И здесь нельзя было не заметить, насколько все-таки Хансен до сих пор уместен в своей группе, которую он же когда-то и создал! Во время исполнения этих ураганных вещей даже нынешний гитарист Саша Герстнер как-то стушевался и отошел на задний план.
Однажды я услышал фразу, что даже если Helloween соберутся в первоначальном составе, все равно картина будет неполной без покойного барабанщика Инго Швихтенберга. Это действительно так. И это прекрасно понимают остальные музыканты. Но им удалось найти достойный выход, которым они продемонстрировали свое уважение как к памяти Инго, так и к его фанатам. В определенный момент на экране появилась запись старого концерта группы с запечатленным крупным планом Инго, где он играет барабанное соло. Нынешний же барабанщик Дэни Лобле скрупулезно разучил и озвучил его, тщательно воспроизведя драм-соло, играемой Инго на записи. В этот момент Helloween действительно оказались на сцене в своем классическом составе, показав, что и после смерти Инго Швихтенберг остался частью команды. Честно, ком стоял в горле.
Завершив основную часть программы, Helloween еще дважды выходили на бис, исполнив в числе прочих нетленок свой программный магнум опус “Keeper of the Seven Keys”. И здесь, должен сказать, Михаэль Киске наконец смог раскрыться в полную силу. Во время исполнения заключительной песни “I Want Out” в воздух поднялись гигантские оранжевые надувные шары с нарисованными тыквами, продолжив традицию, начатую еще Jethro Tull и удачно подхваченную Metallica. Хотя идея и не нова, смотрелись шары на редкость уместно. Взрыв конфетти в конце завершил это потрясающее шоу, все эмоции после которого уподобились тысячам разноцветных бумажек, которые кружились, медленно оседая, под потолком концертного зала.
Что можно сказать в итоге? Прежде всего то, что классический материал Helloween не забронзовел, песни не утратили ни своей исторической ценности, ни актуальности, что особенно важно. Потребовалось лишь немного их освежить, чтобы все они вновь засверкали во всем своем великолепии. Группа по-прежнему полна сил и может предложить отличное, интересное шоу, которое под силу далеко не каждой группе. И главное, музыканты снова могут полноценно работать вместе не только на сцене, но и в студии, что подтвердил недавний сингл с новой песней “Pumpkins United” (тоже исполненной на концерте). Не знаю, захотят ли музыканты продолжить свою совместную работу в студии. В итоге это может выйти боком сразу обеим группам – и Helloween, и Gamma Ray. А этого совсем не хочется. Будем надеяться на то, что будет найден какой-то интересный компромисс, который устроит всех. Но я точно уверен в том, что в будущем нас ждет новый DVD по мотивам триумфального тура Pumpkins United!
Сет-лист:
1. Halloween (with Michael Kiske & Andi Deris)
2. Dr. Stein (with Michael Kiske & Andi Deris)
3. March of Time (with Michael Kiske)
4. If I Could Fly (with Andi Deris)
5. Are You Metal? (with Andi Deris)
6. Kids of the Century (with Michael Kiske)
7. Waiting for the Thunder (with Andi Deris)
8. Perfect Gentleman (with Michael Kiske & Andi Deris)
9. Starlight / Ride the Sky / Judas / Heavy Metal (Is the Law) (with Kai Hansen)
10. Pumpkins United (with Michael Kiske, Andi… more )
11. Drum Solo (Dani Löble live & Ingo Schwichtenberg recorded video)
12. Livin' Ain't No Crime / A Little Time (with Michael Kiske)
13. Why? (with Andi Deris)
14. Sole Survivor (with Andi Deris)
15. Power (with Andi Deris)
16. How Many Tears (with Michael Kiske, Andi… more )
Encore:
17. Eagle Fly Free (with Michael Kiske)
18. Blue Suede Shoes (Carl Perkins cover) (Michael Kiske & Sascha Gerstner)
19. Keeper of the Seven Keys (with Michael Kiske & Andi Deris)
Encore 2:
20. Guitar Solo (Kai Hansen)
21. Future World (with Michael Kiske)
22. I Want Out (with Michael Kiske & Andi Deris)
Выражаем благодарность JC Sound за предоставленные аккредитации.
Текст: Alias
Фото: Маргарита Каррентс
tankard
Dimson1976
Alias
++очень долго текст готовили никто не прочитает++
текст уже целую неделю висит
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).