| С самого начала своего существования Календарь ставил целью выражать своей музыкой путь Традиции, единой для разных народов. Через удачные и не очень попытки этот путь привел к «Зову». Зов не богов, не предков, не солнца, не иных миров, а просто «Зов» – чей именно, каждый решает для себя сам. «Все пути – Едины», такой концепт у нового альбома группы, которая воплотила в этот раз разнообразие Традиции во всей красе. Двух похожих песен на альбоме не найти, настолько он многогранен. Здесь язычество встречается с христианством, славянские народные напевы – с ирландским вокалом, магические ритуалы – с пейзажами древней Руси. Альбом за сплетением разных культур, мотивов и стилей сложно увидеть, как целостную картину. Но можно увидеть, как перепутье, с которого легко шагнуть по дороге, которая у каждого конкретного слушателя своя.
«Это первый настоящий шаг в направлении того, что хочется получить от музыки», – так говорит лидер группы, Марина Грашина. Проделанная над альбомом работа поражает своим масштабом и превосходит все, что делал Календарь до этого. Одних исполнителей (включая вокалистов) – семнадцать человек!
Здесь мы имеем прекрасную инструментальную часть: в основе пятерка из виртуозных клавиш Антона Ёлкина, кристально чистых духовых Виктора Ливанова, зажигательных ударных Андрея Гирныка, и сразу нескольких исполнителей гитары и баса – с одной стороны, очень сильная ритм-секция Никиты Попова, с другой стороны, особую пикантность музыке придает участие хозяев Just Studio, «Оргии праведников». Арфы и виолончели здесь не услышать, мандола и скрипка появляются редко, но общее музыкальное полотно на удивление глубоко и гармонично от рóковых до лирических композиций. Техника исполнения и качество записи достойны всяческих похвал, группа вольно говорит на языке музыки. Да не просто говорит, а поет! Такое трудно услышать где-либо еще. Александр Салтыков, который занимался вокалом группы, сотворил настоящее чудо. В одной песне может звучать до восьми (!) голосов, мужских и женских. Спасибо звукорежиссеру, каждому из них находится свое место, каждый красив и разборчив – в предыдущих альбомах этого порой не хватало. Лидер-вокал Марины невероятно вырос со времен ее первого альбома, сейчас он звенит настоящей оперной легкостью и мощью, второй вокал Анастасии Елисеевой берет мягкостью и высотой. Изюминкой здесь стал Михаил Посадский, лидер Разнотравiя. Даже жаль, что он звучит лишь в двух песнях, поскольку он идеально дополняет ведущий вокал Марины.
Важно сказать и о том, что именно они поют. Группа не сделала шаг назад в содержательности своих текстов и песен, но в целом они стали проще и доступнее для слушателя. Главное в лирике группы – это поэзия и выражение чувств, а вот смысл нужно искать в глубине. Слова прямо в композициях задают извечные вопросы о свете и тьме, о дороге длиной в жизнь или в смерть, а часто просто рисуют перед глазами картины мира вокруг, яркого и непривычного. Они помогают нашей душе оторваться от земли и забыть на время о бренном теле – а ведь именно в этом задача такой музыки...
И делает она это совершенно разными способами. Основная ставка именно на разнообразие. Альбом переливается перед нами разными гранями от песни к песне: открываясь сложной, воздушной и белоснежной «Рассветной», он переходит через более тяжелый фолк-рок «Дня грома», уже граничащую с металлом «Молитву за героев» в противостояние начала и конца, жертвы и ловца, «Пять чёрточек». Небольшой антракт славянской народной «Ой, рано» чистым многоголосием – к безумным «Скоморохам» и энергичному «Коню гнедому». «Зыбкая твердь» – второй антракт, в котором раскрывается вся ширь нового голоса Марины под хрустальные переливы и тихий плач скрипки. Музыкальный путь продолжает шедевр в лице «Охотника», что с первых нот схватывает тебя кристально чистым соединением клавиш и флейты, крепко держит гармонией одного, двух, трех голосов, заставляет трепетать под гитарными переборами и укладывает на лопатки лучшей инструментальной игрой, которую я когда-либо слышал в фолк-роке. Через исполненный магической силы «Заговор» к перезаписи известной многим родноверам «Купалы», ее новый драйв захватывает дух! Народное «Деревцо» с легкой, но неповторимой аранжировкой и поднимающая в небо композиция «Росным лугом» – крещендо и эпилог альбома, с которой что-то кончается и что-то начинается вновь...
Что же о минусах, спросите вы? Наверное, главный минус в том, что трудно будет найти человека, который полюбит абсолютно все это разнообразие. Для этого нужно быть меломаном, конформистом, и не возражать, когда рядом с хоралом «Kyrie eleison» упоминается Купала. Тяга группы к звуковым экспериментам тоже иногда вырывает слушателя из бездонной пучины альбома: внезапная контрастная вставка в «Рассветной», искажения и броски из левого канала в правый в «Скоморохах»... Но знаете, лично для меня это все – мелочи. Ведь в каждом треке слышится душа, которую музыканты вложили в нее без остатка.
Даже объяснение этому найдется. Были слухи, что «Зов» станет последней работой Календаря на его жизненном пути. Насколько это правда – покажет время, но возможно, именно взгляд на этот альбом, как на финал их творчества, заставил группу не жалеть сил и времени на исполнение, на запись, на сведение, на мастеринг, на шлифовку. У них получилось. Какую бы форму не принял для вас «Зов» Календаря, прислушайтесь к нему – он наверняка затронет хотя бы одной из своих чарующих граней и Вашу душу.
|